Гитарная педаль «Morpheus» своими руками

Приветствую всех зашедших!

Гитарная педаль «Morpheus» своими руками

Фирма G2D известна своими разработками в области музыкального оборудования. Начиная с 2002 года компания выпускает исключительно бутиковые гитарные примочки, ассортимент небольшой, однако в качестве (в плане обработки звука) примочек сомневаться не приходится. Годом позднее компания выпускает перегруз под изящным названием «Morpheus» — примочка интересна, во-первых, благодаря крайне высокому уровню перегруза, а во-вторых, благодаря наличию гейта. Гейт искусственно убирает сустейн, так, если включить примочку и ударить по струнам, не глуша их, то в какой-то момент звучание резко оборвётся, когда уровень сигнала упадёт ниже какого-то определённого порога. Для регулирования самого порога гейта примочка имеет отдельную ручку управления. Такая фишка в виде гейта позволяет повысить читаемость звука, что актуально, учитывая огромный запас по перегрузу, таким образом, примочка идеально подойдёт для игры в тяжёлых стилях, где имеют место быть чёткие обрывистые риффы. При всём при этом схема примочки остаётся достаточно простой для того, чтобы её смог собрать себе каждый желающий обладатель паяльника.

Гитарная педаль «Morpheus» своими руками1

Построена схема на каскадах на операционном усилителе, в оригинальной примочке используется незамысловатый и очень дешёвый TL072, поэтому и нет особого смысла на что-то его менять, но по распиновке подойдут также TL082, NE5532. Учитывая, что всего по схеме операционных усилителей 6 штук, а TL072 — сдвоенная микросхема, всего микросхем потребуется 3 штуки. Сперва входной сигнал попадает на буфер-усилитель, обеспечивающий высокое входное сопротивление и слегка увеличивающий амплитуду сигнала. Далее сигнал раздваивается и уходит на два направления — на цепь гейта на транзисторе Т1 и на цепь обработки сигнала. В цепи обработки присутствуют сразу два усилительных каскада, сигнал с выходов которых жёстко обрезается на включенных встречно-параллельно диодах, что интересно, каскады полностью идентичны друг другу. В большинстве других гитарных примочек каскад усиления и ограничения всего один, поэтому и звук здесь получится крайне перегруженный и компрессированный. Также можно заметить такую разницу — в большинстве примочек уровень ручка Gain влияет также и на громкость сигнала на выходе, здесь же уровень компрессии такой, что регулятор Drive, отвечающий за уровень перегруза не меняет громкости — настолько высок уровень компрессии, особенно при использовании гитары с мощными по выходу датчиками. При вращении ручки Drive меняется лишь структура перегруза. Использующиеся для ограничения сигнала диоды 1N4148 — самые обычные кремниевые, любители экспериментов со звуком могут менять их на что либо другое — германиевые диоды, светодиоды, стабилитроны и т.д., в том числе организовывать несимметричное ограничение. Далее по схеме следует темброблок, состоящий из ручки Tone и выходной каскад, ещё слегка поднимающий амплитуду сигнала.

На самом выходе, перед регулятором громкости, можно заметить полевой транзистор, который буквально стоит в разрыве сигнальной цепи. Именно он открывает и закрывает звуковой тракт, в зависимости от положения ручки Gate и текущего уровня сигнала. Ручка Gate, в свою очередь, управляет смещением транзистора Т1, который и управляет «полевиком». Примерно треть хода ручки Gate — это обычная работа примочки, без ощутимого обрезания «хвостов» сигнала. Дальнейшее вращение уменьшает порог срабатывания, при котором будет срабатывать гейт. Таким образом, вся примочка управляется 4-мя ручками, три из которых стандартны для любого перегруза. Транзистор J177, который стоит в цепи сигнала, нельзя назвать шибко-распространённым, тем не менее, он встречается в магазинах радиодеталей, например, есть в крупной сети Чип и Дип. К слову, примочку можно упростить, если не требуется ручка Gate и самой «гейтирование» сигнала, в этом случае просто получится хороший хай-гейновый перегруз. Для этого нужно исключить IC1B, транзистор Т1, саму ручку Gate, а на контакты сток-исток полевого транзистора просто поставить перемычку.

При сборке примочки автор столкнулся с проблемой — в даташите на транзистор J177 была указана неверная цоколёвка, поэтому ниже приводится вариант верной цоколёвки, заодним и для биполярного транзистора.

Гитарная педаль «Morpheus» своими руками2

Гитарная педаль «Morpheus» своими руками3

Собирается примочка на печатной плате, хоть деталей и довольно много, плата получилась весьма компактной и рассчитана на установку в корпус Gainta G0124 — один из стандартных для гитарных примочек. Плата разведена так, что кнопка 3PDT для включения-выключения педали с True Bypass, гнёзда 6,3 мм для входа и выхода, а также и все 4 потенциометра устанавливаются прямо на неё. Для пайки потенциометров потребуются обрезки проволочек длиной примерно 20 мм, на которые будут крепится сами потенциометры, можно использовать обрезки выводов деталей после монтажа. Важно рассчитать правильную высоту крепления потенциометров, чтобы плата вошла в корпус по высоте. Для наглядности автор приводит картинку со схемой установки платы в корпус. Саму же плату для программы Sprint Layout можно скачать в архиве в конце статьи, там же её можно подкорректировать под посадочные места имеющихся у вас деталей, если они отличаются от представленных.

Гитарная педаль «Morpheus» своими руками4

Гитарная педаль «Morpheus» своими руками5

Компоновка платы «всё на борту» удобна также тем, что примочку можно протестировать не устанавливая в корпус — конструкция цельная и не состоит из лапши проводов. Однако стоит учитывать, что из-за большого усиления примочка будет сильно фонить без экранирующего корпуса. То же самое касается кабеля для подключения входа и экранировки самой гитары — они должны быть на хорошем уровне, чтобы избежать появления фона при использовании примочки на высоком уровне перегруза. Внешний вид собранной платы ниже.

Гитарная педаль «Morpheus» своими руками6

Гитарная педаль «Morpheus» своими руками7

Так как плата будет помещаться в корпус целиком, очень кстати будут гнёзда с внутренней гайкой, как на педалях Boss. Они позволят установить плату в корпус, а затем снаружи прямо в отверстия закрутить гайки. Если раздобыть такие гнёзда не удалось, можно поступить следующим образом — просверлить отверстия под гнёзда, а затем сделать пропилы ножовкой по металлу, чтобы плата смогла сесть внутрь и гнёзда сели в просверленные места. Благо, силуминовые корпуса хорошо обрабатываются и при этом весьма прочные. Чертёж для сверления корпуса представлен ниже. Все отверстия стоит делать чуть больше, чем нужно — это позволит всунуть плату внутрь без муторной подгонки всех расстояний.

Гитарная педаль «Morpheus» своими руками8

Таким образом, получилась отличная гитарная педаль, собранная своими руками. При аккуратном подходе к сборке и хороших компонентах она ничем не будет отличаться от фирменных как по звуку, так и по качеству. Ниже можно скачать печатную плату, а также более крупную схему в PDF файле. Удачной сборки!

Гитарная педаль «Morpheus» своими руками9


g2d_morpheus.pdf

[58,33 Kb] (скачиваний: 0)

Посмотреть онлайн файл: g2d_morpheus.pdf

morpheus_g0124.rar

[38,47 Kb] (скачиваний: 0)

Источник

Если вам понравилась статья, поделитесь ей в соц.сетях !